24 Апр 2009 в 9:12

Как растут и лопаются «пузыри»

Сьюзан Баретта

Когда, рынки начинают «пузыриться», власти делают предупреждения, которые, в лучшем случае, игнорируются, а в худшем — критикуются. Мало кто принимает их на вооружение. Толпа увлечена идеей новой эры, и это все, что она хочет слышать. Если вы не склонны верить в новую эру и не вдохновляетесь новыми методами оценки, вас считают динозавром. Возникает сильное социальное давление, вынуждающее подчиниться законам толпы. Если вы пытаетесь открыть спекулянтам глаза на существующую опасность, вас могут обвинить в попытке нажиться на их потенциальных неудачах.


Поток денежных средств, вызванный изначальным смещением акцентов, иссякает, поэтому, чтобы его поддерживать, брокеры, продвигающие эту финансовую стратегию, понижают, или даже отменяют комиссии, гонорары и иные затраты на инвестиции. Почва для вступления в игру новых участников удобрена. Сюда же можно отнести и то, что в «Быках, медведях и маниях» Роберта Пречтера называется как официальная санкция — правительственные действия, одобряющие подобного рода инвестиции. Они могут принимать любые формы, от кредитной и денежной экспансии до корректировки краткосрочных процентных ставок и регулирования маржинальных требований. Если правительство спровоцировало возникновение волны спекуляций, оно будет всеми силами отрицать наличие проблемы до тех пор, пока она не станет шокирующе очевидной.


Участие в финансовых затеях выглядит как забава и, уж конечно, беспроигрышное вложение средств. К этому времени все специализированные и не совсем специализированные издания пестрят рекламными статьями, в которых успешные инвесторы рассказывают о том, как они заработали «легкие деньги» и живут в мире своей мечты. Любой, кто не участвует в этом безумии толпы, вероятно знает людей в своем окружении, которые делают это и, кажется, неплохо зарабатывают.


На этом этапе развития маниакального состояния, люди стремятся как можно теснее связать себя со своим финансовым фетишем. Некоторые спекулянты принимают свой успех за признак гениальности или, по меньшей мере, сообразительности.


Оборотная сторона этого явления заключается в том, что те, кто еще не присоединился к мании, начинает думать «Все богатеют, а чем я хуже? Если не вскочить в уходящий поезд сейчас, можно не успеть уже никогда»!


Участие в мании разрастается настолько, что достигает степени истощения. Агентам нужно поддерживать приток денежных средств, поэтому они начинают забрасывать свои сети всюду, стремясь охватить всех подряд, людей обеих полов, всех возрастных и социальных групп. До этого момента спекуляции подпитывались всеобщим возбуждением, эйфорией и жадностью, но теперь появились новые скрытые настроения — чувство страха остаться не у дел, упустить свой шанс быстро разбогатеть. И агенты жмут на эти эмоциональные точки что есть силы.


Участие в финансовой затее становится главной темой фильмов, телепередач, шоу, книг, журналов и газет и, в итоге добирается и до шуток. На этом этапе вовлечено уже очень много людей, поэтому шутка будет понятна всем. Конец уже близок.


Эмоциональная эволюция толпы на пути вверх на обратном пути превращается в деградацию. По мнению Энн Криттенден, в период отката в сознании людей происходит обратный процесс по сравеннию с тем, что было во время бума. Все начинает раскручиваться в обратном порядке. Таким образом, можно ожидать, что эйфория и высокие ожидания сменятся усталостью, разочарованием и крушением иллюзий. Чувство уверенности и жадность сменяются сомнениями и страхом. Несокрушимость превращается в уязвимость.
Резкий кризис (непосредственная причина) может спровоцировать радикальные изменения в настроениях и вызвать у людей желание продавать. Кроме того, участники начинают осознавать, что мания себя исчерпала, и они ищут причины, любой причины, чтобы начать продавать. Если же смена ценностей происходит достаточно быстро для того, чтобы спровоцировать кризис, страх остаться в стороне (который и довел развитие маниакального состояния до последней стадии) сменяется страхом не успеть вовремя соскочить, что еще больше подстегивает падение цен.


Когда рынок движется вверх, мы чувствуем себя непобедимыми, мы думаем, что наши научные методы и технологические достижения дают нам контроль над ситуацией. Мы гордимся нашими победами. Но как только начинается падение, мы вдруг осознаем свою уязвимость и начинаем понимать, что происходящее выходит за пределы нашего влияния.
Это заставляет нас взывать о помощи.

Источник

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.