28 Апр 2009 в 14:07

Об авторе

 

женщины в жизни университета

Студентов ждут в 130 аудитории

 

 

 

Только что узнал: есть одна аудитория в университете, где ждут не дождутся… студентов. Представляете? Своих им мало, что ли?.. Ждут физиков, химиков, биологов, геологов, географов, почвоведов, археологов и даже юристов (журналисты там, увы, не нужны). Не догадались, зачем ждут? Да потому что там стоит великолепный прибор — анализирует все. Одна дама из Эрмитажа недавно приезжала, привезла старинные монеты. Но не для того, чтобы прибор купить. Она просто хотела определить их состав и время, когда они выпущены. А какой простор для криминалистов! Можно что угодно распознать, вычислить, найти виновного… И кстати, заодно выяснить, что укрыт этот прибор от глаз посторонних в 130 аудитории геологического факультета.

— Младшая дочь на меня иногда обижается. Для тебя студенты, говорит, важнее меня. Может, она и преувеличивает, но какая-то доля правды в этом есть, — призналась Людмила Петровна КОРОБЕЙНИКОВА, докторант геологического факультета. — Дочка, правда, тоже студенткой нынче стала, поступив к нам, на геологический. А когда мы начинали работу, точнее — когда появилась идея, концепция персонального анализатора, ей было всего два годика.

В 1982 году Людмилу Петровну, тогда еще — младшего научного сотрудника НИИ Земной коры, пригласили проводить работы на Орловский горно-обогатительный комбинат (это в Сибири, в Читинской области). Там обогащали танталовую и вольфрамовую руду. Дело очень интересное, важное, но… даль-то какая! Да еще маленькая дочка на руках. Она согласилась и стала регулярно ездить в Сибирь, на комбинат. А в своем родном НИИ Земной коры, в лаборатории геохимии редких элементов, она занималась разработкой методического обеспечения экспресс-анализа редкометальных руд. И как раз незадолго до этого, в 1980 году, они придумали соединить спектрометр с компьютером. Вы помните, какие тогда у нас были компьютеры — шкаф размером с полкомнаты, который гордо назывался ЭВМ. И тем не менее — в США, к примеру, связать спектрометр с компьютером догадались на два года позже! (наверное, разведали, что Коробейникову пригласили на Орловский комбинат, и зашевелили мозгами…)

Если говорить сухим научным языком, концептуальное понятие “персональный анализатор исследователя” сформировалось в ходе применения в учебном процессе на геологическом факультете университета рентгенофлуоресцентных измерительно-вычислительных комплексов на основе сканирующего кристалл-дифракционного спектрометра. Это значит, что больше десяти лет студенты-геологи проводили элементный анализ вещества с помощью огромного спектрометра. Людмила Петровна Коробейникова 13 лет уговаривала приборостроителей разработать и выпустить персональный анализатор. Уговорила. Несколько лет назад фирма “SPEKTRON RMA, Ltd.” изготовила сканирующий кристалл-дифракционный спектрометр “СПЕКТРОСКАН”. Такого оборудования нет во всем мире! Приборы, выпускаемые за рубежом, дают на порядок хуже результаты — и по точности анализа, и по пределам обнаружения вещества в породе, и стоимость оборудования выше.

— Представьте себе: за границей прибор весом 100-300 кг называют портативным! А “СПЕКТРОСКАН” весит всего 18 кг, — сообщила Людмила Петровна.

Л.П.Коробейникова, до того, как начала работать над докторской диссертацией, долгое время была старшим научным сотрудником НИИ Земной коры. Лет 15 читала курс рентгенофлуоресцентного анализа для минералогов, три года назад этот курс вошел и в программу геохимиков. В магистерские программы по разным естественным специальностям включен курс “Персональный анализатор исследователя”. Этот самый персональный анализатор позволяет исследователю получать экспрессную информацию об элементном химическом составе твердых и жидких объектов. Кому это необходимо? Геологу, понятно. А также металловеду, химику, экологу, почвоведу (анализировать грунты, илы, стоки), агрохимику, биологу (химический состав растений). О криминалистах и археологах мы уже упоминали.

Еще в 1986 году Людмила Петровна Коробейникова получила персональную премию 6 000 рублей — за то, что с помощью прототипа персонального анализатора можно было получить реальный экономический эффект (она заполняла так называемую “форму Р-10” самая первая в университете). В 1988 году, через две недели после письма министру цветной металлургии СССР, звонок из Москвы: “Что вам необходимо для работы?” Она назвала, и на ее голову, как рассказывает Людмила Петровна, свалилось оборудование, которое надо было принимать, распаковывать, устанавливать и т.д. Они с коллегами создают целую рентгенофлуоресцентную аналитическую систему, которая имеет три уровня. Первый — датчики для полевых исследований, второй — известный уже нам персональный анализатор, а третий — лаборатория с многотонным оборудованием. Такая аналитическая система может стать базой для комплексного мониторинга в любом регионе. Ведь она будет выдавать информацию экологическую, геохимическую, геологическую.

Два года назад студенты-второкурсники во время учебной геологической практики в Крыму впервые познакомились с персональным анализатором в работах по геологическому картированию. В 6-ом семестре они прослушали курс лекций Л.П.Коробейниковой “Основы рентгенофлуоресцентного метода”. А в процессе выполнения курсовых работ провели уже самостоятельные исследования в классе персональных анализаторов. В этом классе прошлой весной работали больше 80 человек — от второкурсников до профессоров. Друг за другом, по очереди — приборов-то всего два: один большой, старый “СПАРК-1” (он выдает цифровую информацию), а второй новый, с компьютером. Есть и еще один новый “СПЕКТРОСКАН”, но уже почти год стоит без дела — второго компьютера для него нет пока. Первый компьютер и то Людмила Петровна из дому принесла (ей подарили), иначе совсем не на чем было бы работать студентам…

Класс учебный — для тех, кто хочет научиться. Здесь работают аспиранты, магистранты с геологического, биолого-почвенного, географического факультетов. Заведующий кафедрой агрохимии Н.П.Битюцкий летом сел за анализатор — тоже захотел освоить новую технику, необходимую в исследованиях… Работает класс, студенты обучаются, проводят самостоятельные исследования. Вроде, чего еще и желать-то?

— Они уже и без меня обходятся прекрасно, — рассказывает Людмила Петровна. — И проводят совместные исследования! К примеру, магистрант 1-го курса общей геофизики — вместе с второкурсником-минералогом, аспирант-почвовед — с магистрантом-агрохимиком. Друг друга учат. Меня бы уже на это не хватило.

в аудитории 

В 130 аудитории геологического факультета.

Сегодня Л.П.Коробейникова озабочена тем, чтобы создать на базе этих персональных анализаторов межфакультетский учебный класс. Недавно приезжал Роберт Гигенгак, профессор геологии, директор Института экологических исследований Университета Пенсильвании (США). Нет, оказывается, даже в зарубежных университетах такой формы обучения и исследований, есть только большие, трехтонные спектрометры.

— Но они согласны сотрудничать с нами, — убеждает меня Людмила Петровна. — Например, в такой форме: они закупают нам два комплекта “железа” (спектрометров, другими словами). Мы им ставим программное обеспечение, проводим для них цикл обучения — и после этого один комплект остается у нас… Я и шведам предлагала, они тоже согласны. Для них заплатить каких-то 15-20 тысяч долларов — небольшие деньги. А у нас будут персональные анализаторы!..

Год назад оборудование и сам рентгенофлуоресцентный метод получили аттестат аккредитации в составе Учебно-научного экоаналитического центра НИИ земной коры. Людмила Петровна нашла и здесь, в Петербурге, каких-то спонсоров, которые согласны этот класс обеспечить мебелью, другие пылесос дадут. Осталось немного — утвердить этот класс персональных как межфакультетский. Или, как мечтает Людмила Петровна, как центр творческой мысли. Чтобы, значит, сюда студенты, аспиранты, магистранты приходили — и творили, и мыслили сообща.

— Мы, преподаватели, служим студентам — а не делаем им одолжение тем, что передаем знания, навыки и опыт. Значит, мы должны создать студентам максимально благоприятные условия для учебы и научной работы, — считает она. — А студенты не должны быть “сачками”, чтобы что-то воспринять от нас. Далее: декан должен создать условия для преподавателей, ректор — для декана, и так далее, до самого верху. Нужна система взаимодействий.

Ау-у, студенты, аспиранты и прочие заинтересованные лица! Все, кому понравилась эта идея, звоните Л.П. Коробейниковой или лучше приходите в 130 аудиторию геофака. Вас там ждут!

Евгений Голубев

«Санкт- Петербурбургск5ий университет/ №5 (3439) /7 марта 1997 года


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.