28 Апр 2009 в 15:36

Возвращаясь к напечатанному. Я не поеду зарабатывать за границу, работаю в России для младших

Традиционно сложилось, что рентгенофлуоресцентный метод в СПбГУ развивался на геологическом ф-те научной школой проф. В.А. Мейера. Успехи школы теоретические и практические общеизвестны. Одно из новых направлений «Рентгенофлуоресцентные информационно-аналитичес-кие системы» создано было мною и нашло практическую реализацию в 80-е годы на Орловском горно-обогатительном комбинате в Читинской области. Работа дважды премировалась МЦМ СССР.

Как часть системы была предложена и теоретически обоснована концепция «персонального анализатора исследователя», реализованная приборостроителями нашего города в виде портативного настольного рентгеновского спектрометра «СПЕКТРОСКАН» (НПО СПЕКТРОН), выпускающегося серийно с начала 90-х до настоящего времени.

В 1994 году на геологическом ф-те мною был организован  класс персональных анализаторов (КПА), где сначала проходили обучение студенты-геологи, далее подключились учащиеся биолого-почвенного ф-та и ф-та геогра­фии и геоэкологии, химического ф-та, а также студенты и аспиранты СПбГУ ИТМО. Проф. Н.И. Комяк пригласил меня в 2000 г. читать лекции на свою кафедру материаловедения СПБГТУ «ИТМО», где впоследствии под моим руководством был защищен ряд выпускных работ, включая  бакалаврскую и магистерские диссертации В.А.Лукиной (Ермолинской). В настоящее время руковожу ее работой над кандидатской диссертацией, посвященной разработке портативного полупроводникового спектрометра.

Персональный анализатор «СПЕКТРОСКАН» аттестован и внесен в Госреестр средств измерений, защищен патентами и аккредитован ГОССТАНДАРТОМ России в составе Учебного и научного экоаналитического центра СП6ГУ. Методическое обеспечение состоит из целого ряда аттестованных методик, обеспечивающих высокоточный экспрессный элементный анализ природных и техногенных объектов. Персональный анализатор может легитимно применяться во всех научных исследованиях. Класс персональных анализаторов не традиционная учебно-научная лаборатория, а принципиально новая учебная структура, на аналитическом оборудовании студенты работают самостоятельно, а не присутствуют рядом с преподавателем. Студенты приходят в класс учиться работать с методом, а не нажимать кнопки. Те из студентов и аспирантов, кто приходил чтобы получить дорогостоящую «аналитику» бесплатно для выполнения грантов своих руководителей, ушел из класса ни с чем. Класс организован для самостоятельных творческих личностей, не для «научных лакеев».

На основе трехлетнего опыта обучения студентов и аспирантов в классе персональных анализаторов была разработана последовательная образовательная программа,    состоящая   из   шести   теоретических   учебных   курсов,   дополненных практическими занятиями и самостоятельной работой студентов и аспирантов. В программу заложены принципы ступенчатого образования. Выпущено учебное пособие и ридер лекций  «Основы рентгенофлуоресцентного метода исследований».

Первые два курса лекций знакомят с основами метода, программно-методическим обеспечением  персонального анализатора и методологией проведения     исследований     природных и техногенных    объектов     на     основе  рентгенофлуоресцентного метода. Последующие курсы предоставляют возможность студентам магистратуры совершенствовать свои знания. Последний курс лекций позволит выпускникам магистратуры включиться в государственные программы по рациональному недро- и землепользованию.   Подобная образовательная программа   с успехом адаптирована и для студентов таких   специальностей как материаловедение, металловедение. криминалистика, искусствоведение и др.

Класс персональных анализаторов подготавливает высоко- квалифицированных пользователей приборов мирового уровня, центром разработки и выпуска которых в России являлся и продолжает являться наш город.

Немаловажным нам представляется тот факт, что класс персональных анализаторов стал основой объединения студентов разных факультетов для совместных исследований. Практически без каких-либо капитальных затрат Университет получил готовое подразделение, с образовательной программой, дополняющей традиционные для Университета. Из класса за двенадцать лет работы выпущены 21 кандидатская и множество магистерских диссертаций. Поддержаны многие студенческие и аспирантские гранты. Обучение в Классе прошли более 600 студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов СПбГУ и других высших учебных заведений. Обучались приборостроители – производственники, эксперты МОРФ, эксперты-криминалисты ФСБ, школьники.

Выпускники, последовательно овладевшие рентгенофлуоресцентным методом исследований более конкурентоспособны на рынке интеллектуального труда. Курсы лекций в настоящее время включены в целый ряд магистерских программ естественнонаучных ф-тов в СП6ТУ. Моя ученица аспирант В.А.Ермолинская (Лукина) начинает в этом году педагогическую практику в ИТМО, заменив меня. Вера Александровна возглавит класс в техническом университете. В свои 25 лет она – профессионал. Я передаю ей свои знания пять лет. В 60-70 годы произошло в мире страшное. Понятие профессионализм геронтократы заменили понятием стаж и опыт.  Расцвел термин «молодой специалист» —  неумеха,  неопытный, «митрофан». Мое поколение уверяли, что мы должны набраться опыта….

Следует отметить, что оборудование, формирующее класс по параметрам превышает зарубежные аналоги. С 2003 года при моем участии другая приборостроительная фирма — «Научные Приборы»  разрабатывала и выпустила полупроводниковый настольный спектрометр высокого разрешения «РЕАН» (РСФА) для изучения элементного состава и портативный настольный рентгеновский дифрактометр «ДИФРЕЙ» для изучения структуры различных объектов.

Разрабатывается и уже создан опытный образец полевого портативного полупроводникового спектрометра «ПАРС» (при непосредственном участии аспиранта В.А.Ермолинской). Разработки ведутся в рамках Госзаказа нескольких министерств РФ (МО, МПР, ФСБ).

Два запатентованных спектрометра «СПЕКТРОСКАН» (кристалл-дифракционный сканирующий) и «РЕАН» (энергодисперсионный многоканальный), дополненные настольным дифрактометром «Дифрей» формируют настольный лабораторный исследовательский  комплекс студента, аспиранта, докторанта, исследователя. На практику и в экспедицию исследователи поедут с полевым портативным полупроводниковым анализатором «ПАРС», позволяющим изучать элементный состав от кремния до урана  «in situ».

Указанные аналитические комплексы установлены и заказаны для Технических центров МО, МП, ФСБ РФ. «СПЕКТРОСКАНАМИ» оснащены ф-ты МГУ, Горного Института, университеты других городов, многие производственные и научные организации в России и других странах. С 1990 г. выпущено более 1500 «СПЕКТРОСКАНОВ». Наши университеты подготовят для них квалифицированных пользователей.

Создание Учебно-научных центров персональных анализаторов в классическом университете (12 лет работы КПА) и в техническом университете позволит выпускать специалистов, владеющих современными методами исследования на оборудовании мирового уровня. Мы подготовим для экономики страны квалифицированных специалистов, молодых профессионалов. НПО «СПЕКТРОН» и ОАО «Научные приборы» окажут техническую поддержку в продолжении и развитии работы Класса персональных анализаторов в СПбГУ и СПбГУ  ИТМО.

 Использование многолетнего опыта функционирования КПА в работе Центра помимо совершенствования учебного процесса и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке интеллектуального труда, обеспечит:

– получение аналитической информации в рамках исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов;

– возможность проведения межфакультетских и межвузовских исследований (гранты, договора);

– использование персональных анализаторов в учебно-научных практиках (вывоз на базы);

– организация совместных исследований с зарубежными учебными заведениями в рамках программы «Персональный анализатор исследователя»;

– участие в городских и региональных экологических программах (финансрование студентов губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

— профессиональная ориентация и привлечение к исследованиям школьников, включая академическую гимназию СПбГУ.

 

            Создаем инновационную образовательную среду. Отрабатываем методологию исследований   и передаем в другие ВУЗы и НИИ России и зарубежья через наших выпускников! Начало положено в КПА. Продолжает работу моя ученица в «ИТМО». 

 

Мне удалось организовать наших приборостроителей в Санкт-Петербурге, включая собственного супруга на «подвиги» по созданию уникального настольного аналитического комплекса для научных исследований студентов и аспирантов классического и технического университетов.

НИР и ОКР оплачены по государственному заказу  тремя заказчиками – Минобороны РФ,  криминалистами ФСБ, Минприроды РФ.

Созданный за четыре года комплекс имеет параметры на уровне и выше мировых.

В работе над комплексом принимали и принимают участие студенты и аспиранты СПбГУ, СПбГТУ «ИТМО», СПбГПУ («Политех»), СПбГЭТУ «ЛЭТИ».     Мы их учим, и они работают вместе с нами, защищают дипомные работы, магистерские и кандидатские диссертации.

            Полный комплекс  настольного и портативного оборудования  в настоящее время включает:

           

Настольное лабораторное:

 

1.                Кристалл – дифракционные  сканирующие спектрометры «СПЕКТРОСКАН» (НПО «СПЕКТРОН») — выпущено более 1500 спектрометров.

2.                Энергодисперсионный полупроводниковый  спектрометр «РЕАН 404» (НПО Научные приборы).

3.                Дифрактометр рентгеновский «Дифрей 401» (НПО Научные приборы).

4.                Микродифрактометр рентгеновский «МДР» (НПО Научные приборы).

     

Портативное:

 

1.                Портативный полупроводниковый спектрометр «ПАРС» (НПО Научные приборы). Студенты поедут с ним на практику.

 

Идет разработка:

 

2.                1     Рентгеновский аналитический микроскоп. «РАМ» (НПО Научные приборы).

 

 

Полностью присоединяюсь к словам:

«Уровень преподавания зависит от нескольких вещей. Во-первых, это уровень профессорско-преподавательского состава, который должен постоянно пополняться новыми кадрами и повышать свою квалификацию. Во-вторых, это наличие современных курсов, которые, включали бы хорошо подготовленные лекции, практические занятия, учебники, тесты, case study и т.п. В-третьих, студенты должны быть связаны с реальным, практическим, сектором. Могу подытожить, что современные курсы, современные преподаватели и неформальная практика – это три основные составляющие высокого уровня преподавания.»

 

 

Руководитель КПА, к.г.-м.н.,

ст.н.с. НИИ ЗК СПбГУ                                                 Л.П.Коробейникова

 

11 06.07.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 УЧЕБНЫЕ   КУРСЫ   КЛАССА  ПЕРСОНАЛЬНЫХ  АНАЛИЗАТОРОВ.

 

 

Учебные курсы обеспечивают непрерывное систематическое обучение рентгенофлуоресцентному методу исследований ( включая количественный анализ  на сканирующих спектрометрах «СПЕКТРОСКАН» (СПЕКТРОН), «MagiX» (PHILIPS) и микроанализ на «XL-30» (PHILIPS)), а также  полупроводниковые спектрометры   «РЕАН» «ПРОК» (Научные приборы) с целью выпуска специалистов естественнонаучных и др.факультетов — геологов, биологов, географов, экологов, археологов, криминалистов, искусствоведов, материаловедов, владеющих методом исследования на современном оборудовании.

Кроме теоретических учебных курсов предполагается использование персональных анализаторов в учебных и учебно-научных практиках, а также при работе над курсовыми, дипломными и диссертационными работами. Круг самостоятельных исследований постепенно расширяется по мере овладения теоретическими знаниями. Все лекционные курсы класса – в рамках курсов по выбору индивидуального плана студента. Желательно начинать обучение в классе с 5 семестра 3 курса.

 

 

 

      ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КУРСОВ                          УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

…………………………………………………………………………………………..

1. Рентгенофлуоресцентный метод (основы). . . . . . . . . . . . . . . ПОНИМАНИЕ

   ( 9 лекций и практикум)   3-4 курс

2. Персональный анализатор исследователя . .  . . . . . . . . . . . . .ПРИМЕНЕНИЕ

   (программно-методическое обеспечение).

   ( 8 лекций и практикум)  3-4 курс

3. Особенности рентгенофлуоресцентного определения… . . . . . .АНАЛИЗ

   химических элементов по менделеевским группам

   ( 6 лекций и практикум)  4-5 курс

    Рентгенофлуоресцентное определение редкоземельных

   элементов – индикаторов природных процессов.

   ( 4 лекции и практикум)  4-5 курс

4. Рентгенофлуоресцентные информационно-аналитические. .  . СИНТЕЗ

    системы (РИАС) в экологическом аудите рационального

    недропользования (землепользования).

   ( 24 лекции )  5-6 курс

7. Рентгенофлуоресцентные информационно-аналитические

    системы (РИАС) ( 32 лекции  )  5-6 курс

5. Аналитические исследования и их метрологическое

    обеспечение ( 8 лекций  и практикум )   4- 6 курс . .. . . . . . . . . ОЦЕНКА

6. Рентгеноспектральное исследование самоцветов.

    (10 лекций и практикум )  5-6 курс

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.