28 Апр 2009 в 15:36
Возвращаясь к напечатанному. Я не поеду зарабатывать за границу, работаю в России для младших
Традиционно сложилось, что рентгенофлуоресцентный метод в СПбГУ развивался на геологическом ф-те научной школой проф. В.А. Мейера. Успехи школы теоретические и практические общеизвестны. Одно из новых направлений «Рентгенофлуоресцентные информационно-аналитичес-кие системы» создано было мною и нашло практическую реализацию в 80-е годы на Орловском горно-обогатительном комбинате в Читинской области. Работа дважды премировалась МЦМ СССР.
Как часть системы была предложена и теоретически обоснована концепция «персонального анализатора исследователя», реализованная приборостроителями нашего города в виде портативного настольного рентгеновского спектрометра «СПЕКТРОСКАН» (НПО СПЕКТРОН), выпускающегося серийно с начала 90-х до настоящего времени.
В 1994 году на геологическом ф-те мною был организован класс персональных анализаторов (КПА), где сначала проходили обучение студенты-геологи, далее подключились учащиеся биолого-почвенного ф-та и ф-та географии и геоэкологии, химического ф-та, а также студенты и аспиранты СПбГУ ИТМО. Проф. Н.И. Комяк пригласил меня в 2000 г. читать лекции на свою кафедру материаловедения СПБГТУ «ИТМО», где впоследствии под моим руководством был защищен ряд выпускных работ, включая бакалаврскую и магистерские диссертации В.А.Лукиной (Ермолинской). В настоящее время руковожу ее работой над кандидатской диссертацией, посвященной разработке портативного полупроводникового спектрометра.
Персональный анализатор «СПЕКТРОСКАН» аттестован и внесен в Госреестр средств измерений, защищен патентами и аккредитован ГОССТАНДАРТОМ России в составе Учебного и научного экоаналитического центра СП6ГУ. Методическое обеспечение состоит из целого ряда аттестованных методик, обеспечивающих высокоточный экспрессный элементный анализ природных и техногенных объектов. Персональный анализатор может легитимно применяться во всех научных исследованиях. Класс персональных анализаторов не традиционная учебно-научная лаборатория, а принципиально новая учебная структура, на аналитическом оборудовании студенты работают самостоятельно, а не присутствуют рядом с преподавателем. Студенты приходят в класс учиться работать с методом, а не нажимать кнопки. Те из студентов и аспирантов, кто приходил чтобы получить дорогостоящую «аналитику» бесплатно для выполнения грантов своих руководителей, ушел из класса ни с чем. Класс организован для самостоятельных творческих личностей, не для «научных лакеев».
На основе трехлетнего опыта обучения студентов и аспирантов в классе персональных анализаторов была разработана последовательная образовательная программа, состоящая из шести теоретических учебных курсов, дополненных практическими занятиями и самостоятельной работой студентов и аспирантов. В программу заложены принципы ступенчатого образования. Выпущено учебное пособие и ридер лекций «Основы рентгенофлуоресцентного метода исследований».
Первые два курса лекций знакомят с основами метода, программно-методическим обеспечением персонального анализатора и методологией проведения исследований природных и техногенных объектов на основе рентгенофлуоресцентного метода. Последующие курсы предоставляют возможность студентам магистратуры совершенствовать свои знания. Последний курс лекций позволит выпускникам магистратуры включиться в государственные программы по рациональному недро- и землепользованию. Подобная образовательная программа с успехом адаптирована и для студентов таких специальностей как материаловедение, металловедение. криминалистика, искусствоведение и др.
Класс персональных анализаторов подготавливает высоко- квалифицированных пользователей приборов мирового уровня, центром разработки и выпуска которых в России являлся и продолжает являться наш город.
Немаловажным нам представляется тот факт, что класс персональных анализаторов стал основой объединения студентов разных факультетов для совместных исследований. Практически без каких-либо капитальных затрат Университет получил готовое подразделение, с образовательной программой, дополняющей традиционные для Университета. Из класса за двенадцать лет работы выпущены 21 кандидатская и множество магистерских диссертаций. Поддержаны многие студенческие и аспирантские гранты. Обучение в Классе прошли более 600 студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов СПбГУ и других высших учебных заведений. Обучались приборостроители – производственники, эксперты МОРФ, эксперты-криминалисты ФСБ, школьники.
Выпускники, последовательно овладевшие рентгенофлуоресцентным методом исследований более конкурентоспособны на рынке интеллектуального труда. Курсы лекций в настоящее время включены в целый ряд магистерских программ естественнонаучных ф-тов в СП6ТУ. Моя ученица аспирант В.А.Ермолинская (Лукина) начинает в этом году педагогическую практику в ИТМО, заменив меня. Вера Александровна возглавит класс в техническом университете. В свои 25 лет она – профессионал. Я передаю ей свои знания пять лет. В 60-70 годы произошло в мире страшное. Понятие профессионализм геронтократы заменили понятием стаж и опыт. Расцвел термин «молодой специалист» — неумеха, неопытный, «митрофан». Мое поколение уверяли, что мы должны набраться опыта….
Следует отметить, что оборудование, формирующее класс по параметрам превышает зарубежные аналоги. С 2003 года при моем участии другая приборостроительная фирма — «Научные Приборы» разрабатывала и выпустила полупроводниковый настольный спектрометр высокого разрешения «РЕАН» (РСФА) для изучения элементного состава и портативный настольный рентгеновский дифрактометр «ДИФРЕЙ» для изучения структуры различных объектов.
Разрабатывается и уже создан опытный образец полевого портативного полупроводникового спектрометра «ПАРС» (при непосредственном участии аспиранта В.А.Ермолинской). Разработки ведутся в рамках Госзаказа нескольких министерств РФ (МО, МПР, ФСБ).
Два запатентованных спектрометра «СПЕКТРОСКАН» (кристалл-дифракционный сканирующий) и «РЕАН» (энергодисперсионный многоканальный), дополненные настольным дифрактометром «Дифрей» формируют настольный лабораторный исследовательский комплекс студента, аспиранта, докторанта, исследователя. На практику и в экспедицию исследователи поедут с полевым портативным полупроводниковым анализатором «ПАРС», позволяющим изучать элементный состав от кремния до урана «in situ».
Указанные аналитические комплексы установлены и заказаны для Технических центров МО, МП, ФСБ РФ. «СПЕКТРОСКАНАМИ» оснащены ф-ты МГУ, Горного Института, университеты других городов, многие производственные и научные организации в России и других странах. С 1990 г. выпущено более 1500 «СПЕКТРОСКАНОВ». Наши университеты подготовят для них квалифицированных пользователей.
Создание Учебно-научных центров персональных анализаторов в классическом университете (12 лет работы КПА) и в техническом университете позволит выпускать специалистов, владеющих современными методами исследования на оборудовании мирового уровня. Мы подготовим для экономики страны квалифицированных специалистов, молодых профессионалов. НПО «СПЕКТРОН» и ОАО «Научные приборы» окажут техническую поддержку в продолжении и развитии работы Класса персональных анализаторов в СПбГУ и СПбГУ ИТМО.
Использование многолетнего опыта функционирования КПА в работе Центра помимо совершенствования учебного процесса и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке интеллектуального труда, обеспечит:
– получение аналитической информации в рамках исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов;
– возможность проведения межфакультетских и межвузовских исследований (гранты, договора);
– использование персональных анализаторов в учебно-научных практиках (вывоз на базы);
– организация совместных исследований с зарубежными учебными заведениями в рамках программы «Персональный анализатор исследователя»;
– участие в городских и региональных экологических программах (финансрование студентов губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
— профессиональная ориентация и привлечение к исследованиям школьников, включая академическую гимназию СПбГУ.
Создаем инновационную образовательную среду. Отрабатываем методологию исследований и передаем в другие ВУЗы и НИИ России и зарубежья через наших выпускников! Начало положено в КПА. Продолжает работу моя ученица в «ИТМО».
Мне удалось организовать наших приборостроителей в Санкт-Петербурге, включая собственного супруга на «подвиги» по созданию уникального настольного аналитического комплекса для научных исследований студентов и аспирантов классического и технического университетов.
НИР и ОКР оплачены по государственному заказу тремя заказчиками – Минобороны РФ, криминалистами ФСБ, Минприроды РФ.
Созданный за четыре года комплекс имеет параметры на уровне и выше мировых.
В работе над комплексом принимали и принимают участие студенты и аспиранты СПбГУ, СПбГТУ «ИТМО», СПбГПУ («Политех»), СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Мы их учим, и они работают вместе с нами, защищают дипомные работы, магистерские и кандидатские диссертации.
Полный комплекс настольного и портативного оборудования в настоящее время включает:
Настольное лабораторное:
1. Кристалл – дифракционные сканирующие спектрометры «СПЕКТРОСКАН» (НПО «СПЕКТРОН») — выпущено более 1500 спектрометров.
2. Энергодисперсионный полупроводниковый спектрометр «РЕАН 404» (НПО Научные приборы).
3. Дифрактометр рентгеновский «Дифрей 401» (НПО Научные приборы).
4. Микродифрактометр рентгеновский «МДР» (НПО Научные приборы).
Портативное:
1. Портативный полупроводниковый спектрометр «ПАРС» (НПО Научные приборы). Студенты поедут с ним на практику.
Идет разработка:
2. 1 Рентгеновский аналитический микроскоп. «РАМ» (НПО Научные приборы).
Полностью присоединяюсь к словам:
«Уровень преподавания зависит от нескольких вещей. Во-первых, это уровень профессорско-преподавательского состава, который должен постоянно пополняться новыми кадрами и повышать свою квалификацию. Во-вторых, это наличие современных курсов, которые, включали бы хорошо подготовленные лекции, практические занятия, учебники, тесты, case study и т.п. В-третьих, студенты должны быть связаны с реальным, практическим, сектором. Могу подытожить, что современные курсы, современные преподаватели и неформальная практика – это три основные составляющие высокого уровня преподавания.»
Руководитель КПА, к.г.-м.н.,
ст.н.с. НИИ ЗК СПбГУ Л.П.Коробейникова
11 06.07.
ПРИЛОЖЕНИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ КЛАССА ПЕРСОНАЛЬНЫХ АНАЛИЗАТОРОВ.
Учебные курсы обеспечивают непрерывное систематическое обучение рентгенофлуоресцентному методу исследований ( включая количественный анализ на сканирующих спектрометрах «СПЕКТРОСКАН» (СПЕКТРОН), «MagiX» (PHILIPS) и микроанализ на «XL-30» (PHILIPS)), а также полупроводниковые спектрометры «РЕАН» «ПРОК» (Научные приборы) с целью выпуска специалистов естественнонаучных и др.факультетов — геологов, биологов, географов, экологов, археологов, криминалистов, искусствоведов, материаловедов, владеющих методом исследования на современном оборудовании.
Кроме теоретических учебных курсов предполагается использование персональных анализаторов в учебных и учебно-научных практиках, а также при работе над курсовыми, дипломными и диссертационными работами. Круг самостоятельных исследований постепенно расширяется по мере овладения теоретическими знаниями. Все лекционные курсы класса – в рамках курсов по выбору индивидуального плана студента. Желательно начинать обучение в классе с 5 семестра 3 курса.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КУРСОВ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
…………………………………………………………………………………………..
1. Рентгенофлуоресцентный метод (основы). . . . . . . . . . . . . . . ПОНИМАНИЕ
( 9 лекций и практикум) 3-4 курс
2. Персональный анализатор исследователя . . . . . . . . . . . . . . .ПРИМЕНЕНИЕ
(программно-методическое обеспечение).
( 8 лекций и практикум) 3-4 курс
3. Особенности рентгенофлуоресцентного определения… . . . . . .АНАЛИЗ
химических элементов по менделеевским группам
( 6 лекций и практикум) 4-5 курс
Рентгенофлуоресцентное определение редкоземельных
элементов – индикаторов природных процессов.
( 4 лекции и практикум) 4-5 курс
4. Рентгенофлуоресцентные информационно-аналитические. . . СИНТЕЗ
системы (РИАС) в экологическом аудите рационального
недропользования (землепользования).
( 24 лекции ) 5-6 курс
7. Рентгенофлуоресцентные информационно-аналитические
системы (РИАС) ( 32 лекции ) 5-6 курс
5. Аналитические исследования и их метрологическое
обеспечение ( 8 лекций и практикум ) 4- 6 курс . .. . . . . . . . . ОЦЕНКА
6. Рентгеноспектральное исследование самоцветов.
(10 лекций и практикум ) 5-6 курс